В начале апреля к предприятию «Вода Донбасса», которое обеспечивает водой Донецкую область, применили санкции. Из-за долгов поставщика перед энергетиками. Народный депутат Украины Максим Ефимов предложил свой вариант стратегии выживания для предприятия «Вода Донбасса»:

— Вопрос водоснабжения Донетчины обострился до предела. 1-2 апреля, по данным Донецкой военно-гражданской администрации, без водоснабжения остались около 70 тысяч человек – жители Угледара, Торецка, Часов-Яра и Волновахского района.

В начале апреля к КП «Вода Донбасса» – предприятию, которое обеспечивает водой Донецкую область, по требованию «поставщика последней надежды» ГП «Укрин- терэнерго» применили санкции. По факту – предприятие отключили от энергоснабжения.

Причина – долги поставщика воды перед энергетиками. Сумма задолженности КП «Вода Донбасса» за электроэнергию приближается к 3 млрд гривен. Дополнительным триггером в данной ситуации стало изменение законодательства. Если до 1 января 2019 года задолженность не являлась обязательным условием отключения должника от услуги, то с 1 января 2019 года трехмесячная задолженность означает уголовную ответственность для руководителей и принудительное прекращение оказания услуги.

В результате Донецкая область оказалась перед угрозой полного отключения от водоснабжения. А частичное отключение от энергоснабжения четко показало возможные последствия таких санкций.

Теперь о главном – причинах задолженности и возможных ресурсах для ее погашения. Причин две: долги городских водоканалов и неоплата воды, потреблённой на неподконтрольных территориях.

По данным Донецкой ВГА, задолженность городских водоканалов перед КП «Вода Донбасса» на подконтрольной территории составляет 722 млн грн. Наибольшая – у Покровска, Бахмута, Краматорска, Константиновки, Мариуполя. Погашение городами этой задолженности – вопрос архиважный. Однако, если сравнивать соотношение чисел, станет понятным, что 100%-ная оплата услуг водоснабжения и водоотведения городами на подконтрольных Украине территориях не решит вопрос задолженности за потребленную электроэнергию.

Это подтверждает простая арифметика доходной и расходной части. Каждый месяц КП «Вода Донбасса» несет расходы в размере 186,7 млн грн. Это –электроэнергия (110,6 млн), зарплата работникам, техобслуживание сетей, налоги и т.д. При этом рассчитывать предприятие может исключительно на оплату за поставленные услуги в размере 85,9 млн грн. Это ровно 46% от того, что предприятие должно получить. Недостающие 54% – это стоимость воды, которой  пользуются жители неподконтрольных Украине территорий. С начала 2019-го с неподконтрольных территорий предприятие не получило ни одной закрытой платежки! Таким образом ежемесячный платежный дефицит превышает 100 млн грн.

Напомню, что КП «Вода Донбасса» – стратегическое предприятие. Оно снабжает водой 226 населенных пунктов и обеспечивает водоотведение для 78 городов и поселков. В зоне риска – 20 крупных предприятий. Полное отключение поставщика от электроэнергии грозит региону экономическим, техногенным и гуманитарным коллапсом.

Стратегия государства в отношении таких объектов должна базироваться на соблюдении гуманитарных потребностей местных жителей. В условиях вооруженного конфликта потребление питьевой воды – вопрос, в том числе, международного права. Украина обязана обеспечить качественной питьевой  водой население по обе стороны линии разграничения. Поэтому для государства важно поддержать КП «Вода Донбасса», предупредить негативные последствия и скорректировать экономическую модель предприятия.

К слову, прекратить водоснабжение исключительно неподконтрольных Украине территорий за долги невозможно. Ведь водопровод заходит с подконтрольной  территории Донбасса на неподконтрольную, откуда возвращается обратно, обеспечивая водой Мариуполь и другие города и поселки.

Сложившаяся чрезвычайная ситуация требует оперативного и кардинального решения. Необходимо обеспечить ежемесячное дотирование КП «Вода Донбасса» из госбюджета в размере, равном стоимости воды, потреблённой на неподконтрольных Украине территориях. Важно также усилить платежную дисциплину водоканалов на подконтрольной территории.

Параллельно, для обеспечения стабильной работы КП «Вода Донбасса», необходимо определить поставщика электроэнергии, заключить с ним договор на период до урегулирования вопроса с поставщиком «последней надежды». Важно решить вопрос реструктуризации задолженности, согласовав его с Укринтерэнерго, чтобы возобновить поставки электроэнергии.

Вопрос подачи питьевой воды и расчетов за ее потребление на временно неконтролируемых территориях должен быть вынесен на заседание трехсторонней контактной группы по ситуации на востоке Украины.

Согласен, что решение проблемы неоднозначное. И к нему можно относиться по-разному. Но в краткосрочной перспективе более эффективных механизмов не существует. Впрочем, при сложившихся обстоятельствах для Донбасса вообще не существует простых и однозначных решений.